Обоснование актуальности проекта
Среди основных трудностей, теоретически и экспериментально преодолеваемых методикой преподавания иностранных языков, формирование коммуникативной компетенции является одной из наиболее актуальных.
Ни для кого не секрет, что использование видеоресурсов на уроках стало уже важным компонентом системы образования и представляет собой нетрадиционный способ организации обучения через активные способы действий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.
Более того, использование видеозаписей на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. При использовании видеофильмов на уроках иностранного языка развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда видео-фрагмент интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается, когда ученик осознает, что может понять иностранных язык. Это приносит ему удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию.
Однако, новой ступенью развития как предметных, так и метапредметных навыков может стать оформление собственного видео пространства обучающегося, посредством самостоятельного создания коротких видеосюжетов, как средства формирования навыка обращенной устной речи на иностранном языке. Таким образом, актуальность и новизна нашего проекта заключаются в том, что обучающийся активно вовлекается в процесс создания, организации и коррекции собственного образовательного пространства через решение нетрадиционных учебных задач. Данный метод может применяться как на уроке, так и в рамках внеурочной деятельности, а также в рамках работы кружка, секции по английскому языку. Это новый подход к создания информационно-культурной среды для школьника, как субъекта личностно-ориентированного обучения.
Цель нашего образовательного проекта - ликвидация трудностей, связанных с формированием обращенной устной речи на английском языке.
Проект предполагает решение следующих задач:
- сформировать навыки устной обращенной речи на английском языке объемом до 2-х минут (5-12 предложений) в разных форматах с учетом интонационных и фонетических норм изучаемого языка;
- научиться регулировать собственную учебную деятельность, самостоятельно определяя и корректируя тему, формат и структурируя содержание видеоролика в зависимости от конкретной тематической задачи;
- сформировать информационную культуру обучающихся, научить ориентироваться в информационной среде. защищать свои права при необходимости;
- научиться самостоятельно записывать и редактировать видеоролик, выкладывать готовый видеоролик в сеть Интернет;
- развить навык самостоятельно оценивать качество выполнения работы, сравнивать с эталоном и корректировать свою работу,
- развить аккуратность, усидчивость, терпение при выполнении работы на уроке и дома.
Краткое содержание проекта
Образовательный проект по английскому языку предназначен для учеников 2-11 классов и осуществляется параллельно с изучением основных тем учебных курсов. Проект позволит обучающимся сформировать устойчивый навык обращенной устной речи на английском языке посредством создания коротких видеороликов определенной тематической направленности.
Целевая аудитория: учитель и обучающиеся 2-11 классов школы.
Кадровое обеспечение проекта: учитель английского языка, методист школы, учитель информатики, видео-оператор (при необходимости).
Ресурсное обеспечение проекта: видеокамера, смартфон, компьютер, программа обработки видео.
Транслируемость проекта: представленный проект может быть востребован во всех образовательных школах, кружка, секциях, где изучается иностранный язык. Кроме того, проект имеет потенциал в рамках учебных курсов по другим предметам.
Сроки реализации проекта: в течение учебного года, далее по желанию обучающихся.
Доминирующий метод: практико-ориентированный.
Предметно-содержательная область: монопроект – связан с решением конкретной узкой педагогической задачи.
Характер координации проекта: со скрытой координацией – учитель выступает в роли советчика и помощника.
По характеристике контактов: индивидуальный (ведение собственного видео-блога), групповой (создание серий видео-сюжетов).
По количеству участников: индивидуальный, групповой.
Участники: учащиеся 2-11-х классов.
Формат исполнения проекта: периодические задания в рамках урока, домашнего задания или организация внеурочной деятельности по предмету.
По продолжительности проведения: среднесрочный (учебный год)
Предметные области: иностранный язык, информатика.
Ожидаемый результат: формирование устойчивого навыка обращенной устной речи на английском языке объемом до 2 мин. (5-12 предложений), к концу года каждый обучающийся-участник проекта будет иметь около 10 оформленных видеосюжетов, размещенных на личной страничке обучающегося в соцсетях, на собственном канале, на сайте учителя или на электронном носителе обучающегося.
Деятельность по проекту осуществляется с учетом требований законодательства в сфере защиты персональных данных!
Этапы подготовки и реализации проекта
Работа над проектом «Формирование функциональной грамотности письма у обучающихся младшей школы»:
- Подготовительный этап: определение темы и целей проекта, его актуальности:
- определение количества потенциальных участников проекта,
- помощь в определении целей проекта для обучающихся,
- мотивирование к осуществлению деятельности по проекту.
- Этап планирования:
- определение и обсуждение способов реализации проекта (в рамках урока, домашней работы, внеурочной деятельности),
- разработка материалов проекта,
- установление процедур и критериев оценки результатов проекта (1 видеоролик в 2-3 недели),
- формулирование задач, которые необходимо решить для успешной реализации проекта.
- Работа над проектом
- практико-ориентированная деятельность учащихся (определение содержания и формата видеоролика, запись, редактирование),
- выявление и обсуждение проблем, возникающих в ходе реализации проекта (сложности с воспроизведением монологического высказывания, а также видеозапись, редактирование видеороликов, выкладывание в Интернет, защита персональных данных),
- наблюдение за работой обучающихся,
- косвенная координация деятельности учащихся (корректировка содержания и тематики видеороликов, редактирование и правка).
- Заключительный этап:
- анализ деятельности по проекту, оценка, формулирование выводов.
- Представление проекта и оценка его результатов:
- видео блог обучающихся с некоторым количеством видеороликов на иностранном языке;
- анализ достигнутых результатов (успехов и неудач), выявление причин этого.
На заключительном этапе и на этапе представления проекта учитель не только оценивает усилия учащихся и качество проведенной деятельности по проекту, но и с помощью психолога школы проводит внутренний мониторинг общеучебных компетенций и общего развития обучающихся: уровень памяти, внимания, усидчивости, концентрации, аккуратности и терпения при выполнении задач, а также определяет уровень мотивации к изучению иностранного языка в целом, продолжению работы по проекту в следующем учебном году в частности.
Календарный план реализации проекта
Сроки реализации |
Задачи |
сентябрь – октябрь 2017 г. |
|
в течение учебного года |
|
март – апрель 2018 г. |
|
Выводы
В настоящее время перед учителем стоит основная проблема – как сделать учебный процесс доступным и интересным для обучающихся, чтобы они смогли освоить все виды универсальных учебных действий, которые они смогут применить в будущем во всех областях своей жизни.
При формировании, в частности, навыка обращенной устной речи на иностранном языке, метод проектов помогает сформировать интерес обучающихся к освоению необходимых навыков на высоком уровне, мотивировать учащихся к активной самостоятельной работе, нацеленной на результат. С его помощью можно реализовать все задачи, стоящие перед учителем: образовательные, развивающие и воспитательные.
При работа над проектом следует учитывать следующее:
- содержание создаваемых видеофрагментов должно соответствовать реальному уровню общего и языкового развития обучающихся и координироваться с содержанием тематического плана;
- содержание должно определяться четкой инструкцией, направленной на решение конкретной реалистичной учебной задачи, понятной ученикам;
- длительность видеофрагмента не должна превышать реальные возможности обучающегося (до 2 мин. или 5-12 предложений);
- ситуации видеофрагмента должны предоставлять интересные возможности для развития языковой, речевой, социокультурной компетенции обучающихся;
- контекст должен иметь определенную степень новизны;
В ходе проекта обучающиеся смогут сформировать устойчивый навык устной обращенной речи на английском языке. В связи с тем, что развитие навыка создания видеоматериалов носит метапредметный характер, они научатся планировать собственную речевую деятельность, научатся анализировать свою работу, сравнивая ее с эталоном. Кроме того, у них повысится уровень концентрации, памяти и внимания, разовьется аккуратность и усидчивасть при выполнении учебных задач, а также ответственность за результат собственной деятельности.
Список литературы
- Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи //Иностранные языки в школе № 3.– 2010.– 20с.
- Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс. – М. -2010. – С25.
- Полат Е.С., Метод проектов на уроках иностранного языка/Полат Е.С.//Иностр. языки в школе. – 2000. – No 2, 3.