«Общее у детей только одно: все они разные»
(или Что мы знаем о левшестве?)
В древности их принимали то за злых колдунов, то за богов, сошедших с небес на землю. Инквизиция истребляла их, считая, что они прямые потомки дьявола. Эти времена давно прошли, но феномен левшей так и остался не раскрытым.
С каждым годом количество левшей в мире увеличивается. Если в начале 20 века в России их было 18-20%, то сейчас этот показатель значительно вырос.
В настоящее время в современной психологии стали также рассматриваться и менее выраженные, пограничные признаки проявления левшества: компенсаторная леворукость в результате нарушения деятельности одного из полушарий, вынужденная леворукость как следствие травмы правой руки или подражания старшим родственникам, «псевдолеворукость» - невыделение доминантного полушария по отношению к ведущей руке к определенному возрасту (обычно к 5-ти годам).
По данным некоторых исследователей количество детей-левшей среди учащихся доходит до 50%.
Кто же такие дети-левши?
Принято считать, что дети-левши – это леворукие дети, у которых доминирующее полушарие правое, а ведущая рука левая. В учебной деятельности и жизни, помимо когнитивных сложностей, они сталкиваются с определенными практическими проблемами: им неудобно сидеть за одной партой с праворуким соседом (на 2 варианте), писать слева направо, так как при письме приходится закрывать только что написанное.
Особая группа детей – это скрытые левши. Доминирующее полушарие у них правое, ведущая рука левая, но пишут они правой рукой.
Еще одна группа – это дети, которые по разным причинам пишут левой рукой, при этом не являясь истинными левшами (около 20% из числа всех левшей). Они испытывают дополнительные познавательные трудности в учебном процессе.
По данным психологов, основные проблемы, с которыми сталкиваются дети-левши в учебном процессе, - это трудности адаптации к школе, низкий уровень произвольного ускорения при повышении общего темпа работы, а также дисграфия, дислексия, трудности в формировании навыков счета.
Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:
- при восприятии и запоминании буквосочетаний, а также «отзеркаливание» и как следствие медленный темп чтения;
- при формирования зрительного образа букв, цифр (замещение, добавление лишних или недописывание элементов, «отзеркаливание» (зеркальное написание букв, цифр, графических элементов, слов);
- при копировании (медленный темп письма, непропорциональность букв и цифр);
- неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые буквы, наклон почерка в разные стороны);
- замена сходных по форме фигур (круг-овал, квадрат-ромб- прямоугольник).
Подробнее остановимся на некоторых сложностях, которые испытывают дети-левши при обучении в начальной школе. Это сниженный темп письма и феномен зеркальных движений.
Сниженный темп письма встречается как у левшей, так и у правшей и часто не связан с доминирующим полушарием. Процесс письма включает 2 этапа: собственно процесс письма и микропаузы для контроля своих действий. Когда учитель начинает работать над увеличением скорости письма, то у правшей темп письма постепенно увеличивается, и они начинают писать быстрее, продолжительность же микропауз при этом остается прежней и правши успевают проконтролировать написанное. У левшей же темп письма увеличивается за счет сокращения времени микропауз. То есть в процессе письма левши не контролируют написанное и как следствие могут допускать ошибки: пропускать буквы, слова, недописывать предложения. Часто учителя воспринимают это как невнимательность, а не как следствие нарушения одного из этапов письма.
Феномен зеркальных движений может проявляться по-разному: зеркальное письмо (дети пишут слова, начиная с последней буквы), зеркальное чтение (дети читают слоги и односложные слова наоборот), зеркальное рисование и зеркальное восприятие.
Родители часто рассматривают эти признаки левшества как особые способности своего ребенка, однако, – это серьезные нарушения зрительно-пространственного восприятия действительности, зрительно-моторной координации при выполнении элементарных действий. Если дети на данном этапе остаются без помощи специалистов, то в дальнейшем это может повлиять на их школьную адаптацию и успешность в овладении учебными навыками.
Снижение количества проявлений зеркального письма и полное его исчезновение наблюдается в норме после 10 лет.
Еще одна проблема – это переучивание детей-левшей, то есть искусственная смена ведущей руки при письме.
Исследования психологов говорят о том, что у детей-левшей в результате переучивания могут быть нарушения ритма и темпа речи, заикание, изменения в эмоциональном состоянии, головные боли, постоянная вялость, неврастения, в отдельных случаях могут развиться невротические реакции (тики, неврозы), так как у них определенные особенности организации головного мозга.
Таким образом необходимо организовать и направить деятельность ребенка-левши с учетом его психологических и физиологических особенностей. Уже в начале обучения в первом классе необходимо выявлять и диагностировать левшество у детей, проводить разъяснительную и консультационную работу с родителями. К сожалению, пока отсутствуют, научно разработанные методики эффективного обучения письму леворуких детей. Однако неоспоримо то, что нельзя требовать от левши безотрывного письма, а любые двигательные действия при письме нужно раскладывать на отдельные элементы, нельзя требовать выраженного правонаклонного письма, проявлять негативное отношение к леворукости. Необходимо помочь ребенку-левше организовать свое рабочее место в классе и дома: удобно положить тетрадь при письме, изменить положение предплечий, правильно взять ручку, организовать освещение рабочего места так, чтобы свет падал справа. Сегодня выпускаются специальные прописи, ручки, карандаши и ножницы для левшей, а также компьютерные аксессуары (мышки и клавиатуры).
При правильной организации учебной деятельности в начальной школе, а также при индивидуализации обучения с учетом упомянутых особенностей, дети-левши уже с начала обучения могут демонстрировать высокие показатели успешности.
Закончить свое выступление мне хочется словами великого мыслителя Сократа: «В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить».